Одно из ключевых направлений развития проекта «Лидеры изменений» — проведение социологического исследования реализации программ КСО бизнеса в Твери. Подробнее о проекте можно узнать тут.
Цели и задачи исследования
Выявить:
- ключевые компании, реализующие программы КСО;
- барьеры, препятствующие развитию стратегической корпоративной благотворительности;
- востребованные формы и сферы реализации проектов КСО.
Вышеуказанные цели обусловили постановку следующих задач:
- Установить информированность представителей бизнес-структур о данном виде деятельности.
- Определить возможные преференции/меры поддержки по преодолению существующих барьеров.
- Разработать практические рекомендации по развитию данного вида деятельности и систему консолидированных усилий органов государственной власти, НКО, активного населения и бизнес-структур по развитию КСО в регионе.
Качественное исследование проводилось методом интервью.
Причины
В исследовании приняли участие представители следующих коммерческих организаций: Чистый город, ЗАО Хлеб, Аксенчер, Аптека Сияние, Макдональдс, Чикен Хауз, Тритон, Индустрия Красоты, Русский Свет, Оснабрюк, ДКС, Атлетик Джим, АТОЛ, Холдинг Афанасий, Вертикаль, Портал Дословно, Макон Авто, Талан, Элькоммерс и бизнесмен Панкратьев Н.А. учредитель и акционер около 20 различных организаций, в числе которых «Томика», «Основание», «Гидродинамика» и др.
Под «корпоративной благотворительности» и КСО большая часть информантов понимала добровольную деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций.
В ходе исследования были выявлены внутренние и внешние причины (мотивы) осуществления благотворительной деятельности.
В качестве основного внутреннего мотива по данным интервью можно отметить «личный опыт» отдельного бизнесмена, связанный с трудной жизненной ситуацией. В качестве внешних причин респонденты в основном отмечали, имидж и репутацию компании, рекламу.
Некоторые организации склонны не перечислять денежные суммы на какие-либо нужды, а непосредственно предоставлять эти нужды, закупать все необходимое, оплачивать услуги и т.д. В то время как отдельные организации отметили, что их благотворительная деятельность сводится к исключительно бесплатному оказанию профессиональных услуг по своему профилю или консультациях в отдельных случаях.
Респонденты в целом низко оценили уровень развития КСО в Твери. При этом также значительная часть опрашиваемых затруднились с ответом на данный вопрос, объясняя это не информированностью о деятельности других организаций. Высоких оценок обозначено не было.
Барьеры
Респонденты почти единодушно отметили, что главный барьер – человеческий фактор, внутреннее желание человека, личный выбор и осознание важности подобной деятельности, т.е. отсутствие вышеобозначенного, а также общий национальный культурный менталитет, духовные ценности общества и т.д.
Также были выделены:
- Недостаток популяризации этого вида деятельности, недоверие населения к возможности бизнесом решать существующие проблемы.
- Недостаточная финансовая помощь государства, высокая налоговоя ставка, а также недостаток кадров, способных решать сложные проектные задачи в социальной сфере.
- Отсутствие законодательно установленного определения социального предпринимательства, нормативно-правового регулирования данного вида деятельности и системы государственной поддержки может быть устранена после введения категорий субъектов КСО в правовое поле. Помимо размытости терминологии, нет указания на финансовую поддержку этого вида деятельности.
- Общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране.
Факторы, способствующие форсированию развития КСО в регионе на основе ответов респондентов:
- Законодательное закрепление социального предпринимательства необходимо в России. Это обеспечит более четкое понимание понятия КСО, его предназначения, групп населения на которое она направлена и конкретизирует формы работы социально ориентированных предприятий.
- Инфраструктурная и финансовая поддержка государством. Обозначенную проблему можно решить посредством использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
- Внедрение инноваций, онлайн площадок и Интернет-порталов, которые сделают эту деятельность более гибкой и эффективной, учитывая тенденции современного постиндустриального общества.
- Развитие институтов социального бизнеса. Например, создание и развитие сети социальных инкубаторов, которые позволят обмениваться опытом, возникающими проблемами перед организацией социального бизнеса.
- Проведение специальных мероприятий на различных площадках (в школах, в вузах и др.), популяризирующих социально ориентированную деятельность для вовлечения в эту работу молодых кадров.
Большая часть организаций, которые на сегодняшний день не ведут активную социально ориентированную деятельность хотят в будущем этим заниматься и видят перспективы.
Отвечая на вопрос о характере взаимодействия с органами власти, некоторые респонденты отвечали, что недостаточно выстроено взаимодействие конкретно по вопросам КСО, а также в формате обратной связи.
Практические рекомендации:
Органам государственной власти:
- Принятие закона на федеральном уровне «О социальном предпринимательстве в Российской Федерации». Принятие регионального закона «О социальном предпринимательстве в Тверской области». Разграничение поможет определить базовые положения для развития всей социально ориентированной деятельности в стране и акцентирует внимание для точек развития, именно в Тверской области (с учетом особенностей и социально-экономического положения региона). В нормативно-правовых документах желательно указать преференции для социальных предприятий, механизмы поддержки и финансирования, снижения налоговой ставки или предоставления «налоговых каникул», указания сферы деятельности для их развития (образование, здравоохранение и другие), формы существования (для малого, среднего и крупного бизнеса), категории населения, которым оказывается социальная помощь, системные критерии отнесения к социальным предприятиям.
- Разработать Концепцию развития Корпоративной социальной ответственности в тверском регионе. Указать этапы, сроки проведения (1-3 года), участников, стейкхолдеров (заинтересованные стороны), варианты развития (с учетом социально-экономического прогноза).
- Проводить ежегодные слеты и конференции с приглашением бизнес-структур для совместного выявления проблем и способов их решения.
- Выстроить систему взаимоотношений с высшими учебными заведения с целью получения студентами теоретических знаний о КСО, значении, методах действия и результатах.
- Сформировать систему кадро-обеспеченности для данного вида деятельности. Социальные бизнесмены должны обладать такими качествами как целеустремленность, креативность, решительность, смелость, способность идти на риск. Организовывать социальный бизнес сложнее, чем просто бизнес. Социально-ответственный бизнес требует личной отдачи, правильной организации, дисциплины. Его цель – не только в сохранении и приумножении бизнеса, но и в удовлетворении социальных потребностей общества.
Бизнес-структурам:
- Организовать совместные бизнес-инкубаторы, территории для общения в целях обозначения существующих проблем по развитию КСО и вариантов их решения (проработки бизнес плана и идеи). Задачами инкубатора являются – развитие проектов КСО, обмен опытом социальных предпринимателей, информационное и юридическое сопровождение деятельности, оказание различного вида консультационных услуг.
- Участвовать в ежегодном конкурсе «Лучший социальный предприниматель», организованным Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» (http://www.nb-fund.ru/about-the-fund/). Это позволит получить желаемое финансирование, консультационную и инфраструктурную поддержку для развития социально ориентированной деятельности.
- Выработать активную гражданскую позицию на предмет помощи людям и желания делать мир лучше.
- Выстроить отношения с партнерами-лидерами другими регионами по развитию КСО и перенять положительный опыт. Возможно использование положительного зарубежного опыта (например, заимствование моделей социальных предприятий).
- Создать бизнес-модель КСО для своего предприятия. Результат данного действия:
- Сформулировать довольно логичную и внутренне согласованную концепцию организации компании и ее деятельности, довести эту концепцию до своих работников.
- Представляет собой схему для определения важнейших переменных, которые могут использоваться в уникальных сочетаниях. Модель может стать основой для новаторских подходов и идей.
- Может служить средством для демонстрации экономической привлекательности предприятия, а значит, для привлечения инвесторов и других источников средств и ресурсов.
- Направляет текущую деятельность компании, устанавливая критерии для оценки целесообразности тех или иных стратегических и тактических решений, рассматриваемых руководством. Бизнес-модель – это система основополагающих светофильтров, через которые компания смотрит на внешний мир.
- Наличие бизнес-модели позволяет компании определять изменения и преобразования, которые необходимо осуществлять с учетом изменения внешних условий деятельности с течением времени.
Некоммерческим организациям:
- Привлекать бизнес-структуры к развитию КСО и участию в различных проектах/сообщать о существующих проблемах в регионе.
- Аккредитовывать СМИ на разные встречи и мероприятия в целях популяризации этого вида деятельности, что позволит КСО быть узнаваемой и результативной. Благодаря средствам массовой информации формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
- Одним из самых популярных источников СМИ остаётся Интернет, где благодаря безграничности данной сети без малейших усилий можно получать необходимую информацию. Таким образом, использование СМИ и, в частности, Интернет-ресурсов способствовало бы получению реальных результатов в сфере социального бизнеса, появлению новых социально-значимых проектов. Это подтверждается проведенным опросом в Тверском регионе в 2017 году, где 75% опрашиваемых узнали о КСО благодаря телевидению и Интернету, включая социальные сети и блоги, остальные 25% получили информацию посредством радио, газет, журналов, рекламы и коммуникациям с другими людьми. СМИ могли бы стать эффективным механизмом для развития КСО на российских территориях. Сообщая обществу о проводимых проектах, о пользе данного вида деятельности, о мерах поддержки и открывающихся возможностях, привлечь молодежь к социальному бизнесу, а также других граждан, готовых проявить смелость и заняться социальным бизнесом.
- Выстроить взаимоотношения с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» в целях развития социально ориентированной деятельности. Данный Фонд является ключевым по развитию социальной деятельности в регионе. На сегодняшний день, его представительства появляются почти в каждом регионе РФ. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» – некоммерческая организация, чья цель – способствовать качественным социальным изменениям, вкладывая ресурсы и знания в развитие социального предпринимательства. Миссия Фонда: выступать в качестве катализатора позитивных социальных изменений в российском обществе путем оказания поддержки и предоставления финансирования предприятиям, деятельность которых направлена на решение проблем общества (http://www.nb-fund.ru/about-the-fund/).
Концепция развития КСО в Тверской области
Наименование разделов | Содержание разделов |
Анализ уровней развития КСО на территории г. Твери | Определение уровня развития КСО, а именно оценка социального климата, выявление и систематизация групп проблем, препятствующих расширению масштабов деятельности КСО:
|
Стратегические цели и показатели развития КСО | Система стратегических целей развития КСО в субъекте РФ; наименование показателей и их значение.
Использование формализованного и неформализованного ГЧП и МЧП, Соглашений о ГЧП или МЧП на основе проектного подхода, предусмотренных 224-ФЗ, а во втором с заключением договоров и соглашений в другой форме (например, договора с волонтерами, соглашения о партнерстве и т.п.). |
Характеристика желаемого состояния КСО в субъекте РФ | Оценка КСО проводится по следующим показателям для мониторинга:
Введение бренда «Социально ориентированные предприятия Тверской области». В качестве информационной поддержки этого вида деятельности с возможностью размещения на сайтах социальных предприятий, средствах их наружной рекламы, баннерах, стендах. |
Варианты развития КСО в субъекте РФ | Интенсивный вариант развития КСО на основе ГЧП – Развитие социальной направленности предприятий предполагается осуществлять с использованием организационно-экономических активаторов (1).
Стагнационный вариант развития КСО на основе ГЧП – Развитие социальной направленности предприятий предполагается осуществлять с использованием частных средств предпринимателя и без создания площадки. Критериальная оценка вариантов; выбор основного варианта. |
Ожидаемые результаты | Становления нормативно–правовой базы, регламентирующей сферу КСО в субъекте РФ.
Повышение объема финансирования КСО на основе механизма ГЧП с использованием проектного подхода. Увеличение количества инновационных проектов социальной направленности за год. Повышение уровня мер информационной поддержки КСО. Увеличение количества организаций, готовящих кадры, ориентированных на работу в социальных предприятиях. |
Мониторинг реализации Концепции | Объекты и задачи мониторинга.
Этапы и сроки проведения мониторинга. Использование результатов мониторинга для корректировки мероприятий по реализации Концепции. |
(1) Активаторы развития КСО:
- Нормативно-правовые (Концепция развития социального предпринимательства, а также нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию данной Концепции);
- Организационно-экономические активаторы (государственно-частное партнерство, сектор некоммерческих организаций, институты, содействующие социальному бизнесу);
- Маркетинговые активаторы (проведение мероприятий социальной направленности, взаимодействие со средствами массовой информации по распространению положительной практики социально ориентированного бизнеса).
Развитие КСО на территории г. Твери будет способствовать:
- обеспечению решения социальных проблем общества;
- достижению целей предпринимательской деятельности собственников социального бизнеса;
- взаимоувязке выгод представителей всех заинтересованных сторон, принимающих участие в разработке и реализации социальных бизнес-проектов;
- формированию единой методической базы оценочных и мониторинговых процессов, результаты которых направлены на повышение качества жизни населения;
- созданию условий для обеспечения устойчивого развития субъектов социальной направленности;
- формированию условий для обеспечения экономического роста города и региона в целом.